Менеджмент культуры, лекция 1.
14.09.2004
Контроль и управление культурными процессами существуют благодаря собственной востребованности.
Разделы социальной практики, где выявляются социальные институты менеджмента культуры:
По Хейзинге традиционными каноническими формами в условиях информационного перехода просвещать людей затруднительно, и потому массового читателя проще просветить через развлекательную форму. Поэтому формы игровых практик стали развиваться в педагогике, и при издательстве дидактических материалов тоже расширяется развлекательный компонент.
В сфере распространения, сохранения и развития области знания можно выделить:
Вопросами соответствия различных форм трансляции знания через слово кроме Умберто Эко занимался Джон Рости (последний американский философ). Его исследования легли в основу различных методик оценки мнений – от интерактивных рейтингов до социологических опросов.
На философском уровне характеристики соотношения этих сфор были разработаны Жаком де Лёзом в “Логике смысла” — панорамной картине изменения сферы постижения и отражения реальности (здесь метаморфозы мышления иллюстрируются образами из “Алисы в Стране Чудес” Л.Кэрролла).
Сфера массовой культуры существует в более конкретных формах, например, области шоу-бизнеса. Здесь присутствует пересечение специфики: шоу-бизнес во многом повторяет один из типов периодической печати – т.н. жёлтой прессы, при этом интеллектуально в своей массе имеет очень низкий уровень. И та и другая области имеют чётко распознаваемое амплуа: бутирование, раздражение публики – и применяют одинаковые методы (например, разогрев общественного мнения и удержание внимания аудитории с помощью периодических эпатажных акций). Штампованные представления подкрепляются самими участниками шоу-бизнеса для создания стереотипных, соответствующих запланированному имиджу моделей общественного восприятия и сознания.
Сфера зрелищных мероприятий:
театр,
кино.
Сфера экспозиционной деятельности:
музеи,
концертно-исполнительское искусство.
Разграничение сфер практики в конечном итоге выливается в распределение финансирования и на уровне министерства культуры, и на уровне различных программ.
Менеджмента как явления не было ещё в середине XIX века.
Индустриальное общество порождает сложную разнородную социальную систему, которая обеспечивает индустриальный прогресс. Менеджмент – это особая форма социального управления, которая появляется только в условиях достаточно сформированного индустриального общества. Именно менеджмент позволяет контролировать, регулировать и развивать эту социальную организацию.
На уровне феномена любая характеристика менеджмента может быть обнаружена в иной исторической эпохе.
В поддержание и сопровождение существования организации входит:
Социальное управления.
Общепринято считать, что основоположником социального управления как дисциплины был “Государь” Н.Макиавелли, где сформулированы некие формы социальных технологий, осуществление которых позволяет достичь намеченных целей. Менеджмент – одна из разновидностей социального управления.
В современной науке менеджмент определяется
— как сфера социальной реальности
— как деятельность (практика)
и имеет особенности целедостижения, функционального состава (функции менеджмента как практики социальной организации: планирование, распределение, информирование) и структурных компонентов деятельности (те единицы активности, каждая из которых выступает как сущностная характеристика менеджмента). Речь идёт о конкретном применении деятельностного подхода к структуре менеджмента.
Деятельностный подход был разработан в советской науке, но успешнее применялся на Западе, где существовала его разновидность – интеракционное направление. Здесь менеджмент рассматривался как взаимодействие человека и другими людьми и организациями но различных уровнях. Деятельностным подходом в 70-80 гг. занимались Кедров, Югин (один из основателей Института человека), Леонтьев (основатель факультета психологии).
Менеджмент – как явление – структура внутри организации – оказывается повышенной значимости.
Менеджмент включает блок 1: Регулирующий (ориентирующий, интенасциональный, направляющий)
целеполагание;
обеспечение процессов осуществление деятельности;
обеспечение координации процессов.
Блок 2: Инструментальный (обеспечение деятельности)
способы осуществления характеризующих деятельность процессов и способы достижения;
органы и элементы, обеспечивающие это достижение;
возможность развития и изменения качеств.
Ресурсы обычно вводят в инструментальный блок. Но их можно выделить как внешнюю сферу по отношению к деятельности и рассматривать как отдельный блок.