|
Вопросы для сдачи кандидатского минимума по истории и философии науки.
Часть I. История философии.
01. Специфика философии. Философия как форма знания: pro et contra.
02. История философии. Двойственный характер понятия, научный и философский аспекты соответствующей дисциплины.
03. Периодизация истории философии.
04. Соотношение философии с другими формами знания в древности.
05. Особенности древнекитайской философии, ее основные направления и представители.
06. Особенности древнеиндийской философии, ее основные направления и представители.
07. Особенности древнегреческой философии, ее основные направления и представители.
08. "Природоведение" досократиков.
09. Сократ о тождестве знания и добродетели.
10. Логические и философские открытия софистов.
11. Философия Платона. Логос и Эрос.
12. Философия Аристотеля. Логос и логика.
13. Философские школы эпохи эллинизма.
14. Особенности средневековой философии в Европе. Основные школы и направлена.
15. Проблема веры и знания в средневековой философии. Версии о возможном соотношении философии, науки и теологии.
16. Специфика арабской средневековой философии. Основные направления и представители.
17. Особенности философии эпохи Возрождения. Аналитико-синтетический метод познания, "титанизм".
18. Научные и философские идеи в работах Н. Кузанского.
19. Натурфилософия эпохи Возрождения (Дж. Бруно, Н. Коперник).
20. Социально-философские концепции эпохи Возрождения (Н. Макиавелли, Эразм Роттердамский, Т. Мор).
21. Особенности философии Нового времени. Рождение субъект-объектной парадигмы знания.
22. Философия эмпиризма. Основные представители и их идеи.
23. Философия рационализма. Основные представители и их идеи.
24. Философия эпохи Просвещения. Основные представители и их идеи.
25. Особенности и основные представители немецкой классической философии (И. Кант, Ф. Шеллинг, И. Г. Фихте, Г. Ф. В. Гегель).
26. И. Кант о "научной революции в способе мышления".
27. Гегель. Наука логики.
28. Развитие "научной философии" позитивизма в XIX-XX вв. ("две волны" первого позитивизма, неопозитивизм, постпозитивизм).
29. Философия неокантианцев. Теория ценностей и "науки о культуре".
30. Философский прагматизм.
31. "Философия жизни".
32. Феноменология.
33. Психоанализ и его философское содержание.
34. Экзистенциализм.
35. Постмодернизм.
36. Особенности русской философии.
37. Русская философия и культура в X-XVII вв. Особенности, основные предствители. Их труды и философские идеи.
38. Русская философия в XVIII в. Единство научных и философских идей в трудах М. В. Ломоносова. Первые университеты в России.
39. Западники и славянофилы о путях развития России.
40. Русская философия в XIX-XX вв..
Часть II. Философия науки.
Раздел 1. Общие проблемы философии науки.
01. Философия в контексте современной культуры. Борьба "гносеологизма" и "онтологизма".
02. Философия и другие формы знания (наука, религия, искусство). Сходство и различие.
03. Позитивистская традиция в философии науки. Постпозитивизм о роли науки в обществе. Философия науки в трудах К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна, П. Фейерабенда.
04. Антипозитивистская традиция в философии науки. Философия науки в трудах Ф. М. Достоевского, Н. А. Бердяева, Л. Шестова.
05. Русский космизм и литературная антиутопия XX в. о роли науки в жизни общества. Специфика философского, научного, социологического и культурологического подходов к исследованию науки.
06. Возникновение науки и выделение основных стадий ее развития как научная и философская проблема.
07. Научная рациональность: эволюция понятия и современное состояние проблемы.
08. Проблема соотношения современного научного знания и его аксиологических оснований.
09. Функции науки.
10. Наука и обыденное сознание.
11 . Роль науки в жизни общества. Кризис идеала линейного прогресса. Переход от понятия "общество эпохи НТР" к понятию "информационное общество".
12. Структура научного знания. Структура эмпирического знания. Структура теоретического знания.
13. Цели научного знания. Понятие "картины мира" в философии науки постмодернизма, экзистенциализма и российского постпозитивизма.
14. Современные трактовки науки (наука как процесс порождения нового знания; наука как "горе от ума"; наука как эпистемология и др. ).
15. Понятие "научная революция". Научные революции как точки бифуркации в развитии знания.
16. Типы научной рациональности (классическая, неклассичечская, постнеклассическая).
17. Особенности современного этапа развития науки. Современнаянаука как постнеклассическая наука.
18. Проблема истины в современной науке и философии 19. Проблема метода в современной философии и науке 20. Философские метастратегии современности. Их соотношение с методами конкретных наук; гносеологические, аксиологические, креативные и прогностические функции; историческая ограниченность.
21. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов..
22. Глобальный эволюционизм и доктрина креационизма.
23. "Шизоанализ" и "деконструкция" постмодернизма и современное научное знание.
24. Экзистенциальная диалектика Н. Бердяева как философская метастратегия в отношении науки. Проблема единства мышления и различие уровней его проявления.
25. Глобализм и антиглобализм в аспекте отношения к науке.
26. "Экологическое сознание" как версия философской метастратегии по отношению к перспективам развития науки
27. Современный технократизм.
28. Современная "аксиологизация" научного знания. "Воскрешение субъекта". Проблема научной объективности.
29. Наука и информационные технологии. Идеологизация науки в современной обществе.
30. Новые этические проблемы науки в конце XX - начале XXI вв.
31. Экологическая этика и проблема гуманитарного контроля высокий технологий.
32. Учение В. И. Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере.
33. Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческой установки техногенной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм.
34. Наука, паранаука, оккультзм.
35. Поиск нового типа цивилизационного развития и новые функции науки в культуре.
36. Научная рациональность и проблема диалога культур.
37. Наука как социальный институт.
38. Способы трансляции научных знаний.
39. Современная философия образования и образовательные технологии. Проблема духовных оснований.
40. Научные школы и научные сообщества. Их роль в современной культуре. Понятие научной экспертизы.
Раздел 2 Современные философские проблемы областей научного знания (= философские проблемы социально-гуманитарных наук).
01. Феномен социально-гуманитарных наук (СГН) в современной культуре.
02. Донаучные, ненаучные и вненаучные формы социально-гуманитарного знания.
03. Специфика социально-гуманитарного знания. Особенности его объекта, предмета, отношение к математизации.
04. Сходства и различия наук о природе и наук об обществе.
05. Аксиологический и коммуникативный фундамент социально-гуманитарных наук.
06. Гуманизация и гуманитаризация современного естествознания.
07. Возможности и границы применения математического моделирования в социально-гуманитарных науках.
08. Проблема субъекта социально-гуманитарного знания.
09. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании.
10. Проблема истинности оценочных суждений как элемента современного социально-гуманитарного знания. Личный этический выбор ученого и критерий научности.
11. Исследовательский процесс как "приращение знание": возможности и границы.
12. Мышление и знание. Проблема стиля мышления.
13. Роль и место научного стиля мышления в современном обществе.
14. Философские категории, их роль в исследовательском процессе.
15. Здравый смысл и научное познание.
16. Категории "жизни" и "спасения" в современной естествознании и социально-гуманитарном знании.
17. Время, пространство, хронотоп в современном социальном и гуманитарном знании.
18. Особенности художественного и религиозного хронотопов.
19. Различие научного и художественного познания.
20. Различие научного и религиозного познания.
21. Различие научного и философского познания.
22. Коммуникативный аспект социально-гуманитарного знания. Понятие "научных конвенций".
23. Индоктринация научного знания. Исторические примеры и современные процессы.
24. Проблемы истинности и рациональности в современном гуманитарном знании. Антитеза рефлексивности и описательности.
25. Классическая и неклассическая концепции истины в социально-гуманитарном знании. Плюрализм, социологизм и "монополия на истину".
26. Релятивизм, психологизм и историзм в социально-гуманитарном знании и проблема истины.
27. Современная герменевтика, феноменология, антропология и аксиология о своих претензия на решение проблем социально-гуманитарного знания.
28. Объяснение, понимание, интерпретация. Их роль в современном социально-гуманитарном знании.
29. Логико-методологические теории построения языка (теория языковых каркасов, языковых игр, "языковый онтологизм") и современная виртуализация сознания.
30. Вера в структуре современного социально-гуманитарного знания. Вера, доверие, "философская вера".
31. Понятие "исследовательских программ" в социально-гуманитарном знании. Натуралистическая и антинатуралистическая установки, их роль в современной культурологии и философии культуры.
32. Проблема разделения корпуса социально-гуманитарного знания на социальную и гуманитарную составляющие. Дисциплинарная структура социально-гуманитарного знания (эволюция, смена приоритетов, появление новых областей).
33. Метод социальных наук.
34. Метод гуманитарных наук.
35. Цели социально-гуманитарного знания.
36. Роль комплексной экспертизы (социальное, гуманитарное и вненаучное знание) в оценке новых социальных проектов и программ.
37. Роль знания в современном обществе.
38. Знание, информация, понимание.
39. Возможности и границы снижения рисков и разрешения рисковых ситуаций в "обществе знания".
40. Знание как инструмент управления.
|
|
|