Вернуться на стартовую страницу
Главная ГОСы по культурологии Книжная ПОЛКА Журнальная ПОЛКА ССЫЛКИ Гостевая КНИГА

Лекции
АСПИРАНТУРА
Конференции, семинары, ...
Соавторство в сборниках
Дополнительное образование
Soft (Программы)

Журнальная ПОЛКА

Постсекулярная эпоха

Александр МОРОЗОВ
Наступила ли постсекулярная эпоха?

Источник:
http://magazines.russ.ru/continent/2007/131/mo9.html

      Приехав в командировку в Калининград в прошлом году, я обнаружил наполовину построенный здесь гигантский собор. Видимо, чуть меньше, чем в Москве. Ранее эта же мегамания поразила меня в Воронеже, где в спальных районах при владыке Мефодии заложили гигантские храмы, которые в колокольне должны чуть ли не превышать московский Храм Христа Спасителя. Вспомнилась книжка Зигмунта Баумана о глобализации, где он описывает изменение социального пространства в городах. “Одомашнивание местности” стало невозможно. Горожанин — это потребитель, единица торгового процесса, заброшенная в супермаркет. Гигантский кафедральный собор как бы наследует идее объединения городской общины в единое целое, но на самом деле, — поскольку такой общины нет, — это просто мегамол. Такой храм-супермаркет с неизбежностью оснащается системами видеонаблюдения, охраной и, в конечном счете, становится местом проведения элитных крестных ходов с пригласительными билетами. Говорит ли все это о “качестве веры” современного человека? Вряд ли. Ведь рядом с религиозными процессиями “глобалов” — тех, кто живет уже в глобальном мире, — продолжается и религиозная жизнь “локалов”, которые оттерты на периферию в измененном социальном пространстве.
      О секуляризации в России написано мало. Ничтожно мало, если сравнивать с литературой, посвященной другим таким же масштабным процессам. Классические работы британского социолога Дэвида Мартина и американца Питера Бергера, которые заложили основы современной социологии религии, еще не переведены. Все еще существенным для осмысления секуляризации остается метафора Макса Вебера о “расколдовывании мира”. Смысл метафоры: от Средневековья к Новому времени Европа двигалась от магического восприятия мира к все большей и большей рационализации. Сейчас этот пафос рационализации стремительно улетучивается. Дальше


Постсекулярная эпоха

Александр Журавский
Религиозная традиция в условиях кризиса секуляризма

Источник:
http://magazines.russ.ru/continent/2004/120/zh17.html

      Шок и потрясение, которые испытала протестантская мысль, наблюдая ужасы зарождающегося и торжествующего нацизма одновременно с циничной выжидательной позицией ряда западных демократий, несущих очевидную ответственность и за долгое потакание фашизму, и за излишнюю медлительность в открытии «второго фронта», не только подорвали авторитет либерализма, но и заставили протестантских теологов сделать страшные выводы. Накануне войны Карлом Бартом было сказано слово об «отмене религии», во время войны из застенков гестапо прозвучал страстный и выстраданный призыв Дитриха Бонхёффера к «безрелигиозному христианству», а после войны в 1950-70-е годы произошло то, что можно назвать интеллектуальной капитуляцией протестантской теологии перед натиском секуляризма, выразившейся в провозглашении теологии «смерти Бога», а затем и теологии «смерти теологии». Из уст западных теологов прозвучал столь отрадный для секулярного мира соглашательский тезис о гибели институциональной религии. Религиозный фундаментализм американских протестантских церквей (в самом плюралистическом в религиозном отношении государстве!) лишь оттенил общую негативную тенденцию десакрализации мира.
      В эти же годы ответом Католической церкви на вызовы секуляризма становятся теологии социального действия, «теологии земной действительности» (Г. Тильс), идеи социального «служения другим», высказанные католическими интеллектуалами Ж. Маритеном, Э. Мунье, Г. Гутьерресом, Л. Боффом и др. Своеобразным католическим свидетельством этих новых веяний стал и Второй Ватиканский собор (1962-65) с его пафосом социальности.
      А каков был ответ Православной церкви? Дальше


Постсекулярная эпоха

Александр Кырлежев
Заметки о религиозно-культурной ситуации

Источник:
http://magazines.russ.ru/continent/2004/120/kyr16.html

      Еще сравнительно недавно мы говорили о пострелигиозной эпохе и, соответственно, постхристианской. Собственно, говорили об этом в так называемом свободном мире, описывая ситуацию, сложившуюся в западном обществе. Мы же, подсоветские, стали говорить об этом лишь в постсоветскую эпоху, с опозданием на десятилетия пытаясь осмыслить результаты западного развития.
      Речь идет о 1960-х годах, когда и социологи, и радикальные теологи остро почувствовали, что в процессе секуляризации произошел переход количества в качество и действительно наступил “секулярный век”. Достаточно упомянуть имена социолога Питера Бергера (главу из его книги о секуляризации 1967 года недавно опубликовал журнал “Неприкосновенный запас” — № 32, 2003) и теолога Харви Кокса с его книгой “Мирской град” (1965; русский перевод — 1995). В это же время появляется и так называемая теология смерти Бога, авторы которой (Томас Альтицер и др.) пытаются осмыслить евангельское провозвестие в условиях, когда в мире уже не остается места для священного, так что сама религия должна парадоксальным образом секуляризоваться, то есть найти себе место в обществе и мышлении, ставших абсолютно светскими. Дальше


Ульрика Мария Майнхоф.
Глупый — потому что бедный: Дети вспомогательных школ

Источник:
http://www.scepsis.ru/library/id_2436.html

    Это теперь называется не «вспомогательная школа», а «спецшкола для детей с затруднениями в учебе». Это больше не «вспомогательные дети», а «дети с затруднениями в учебе», так же, как теперь не говорят «чернорабочий», но - «младший рабочий», не «пролетарий», а «сотрудник».
     Эти новые выражения в школьном секторе представляют вполне приличную попытку смягчить участь детей и родителей, которых это касается, защитить их от оскорблений окружающих и от собственных предрассудков. Новые выражения отражают и хорошие намерения: раньше вспомогательные школы были отстойником для всех неудачников в массовой школе, сегодня повсюду более или менее стараются дифференцировать школы для этих неудачников: школы для неходячих инвалидов, школы для слепых и слабовидящих, для слабослышащих, для тех, кого называют «детьми с отклонениями в поведении». При этом большие города значительно обгоняют сельскую местность...
     ...Я спросила учеников 9-го вспомогательного класса – 15-летних детей – известно ли всем домашним, соседям, родственникам, знакомым на улице, что эти дети учатся во вспомогательной школе. Дальше


Дмитрий Матюхин. Когда все люди разные: отзыв на фильм «Стиляги»

Источник:
http://www.scepsis.ru/library/id_2375.html

			Превосходство зрительной картинки над слуховой 
			заключается в том, что слуховая переводится в зрительную
			при помощи индивидуального воображения, которое нельзя
			держать под контролем: всё равно каждый увидит своё.
			Поэтому следует сразу показать, как нужно, чтобы все
			увидели одно и то же.
					Пауль Йозеф Геббельс,
					министр пропаганды фашистской Германии (1933—45)
				


      Надо сказать, что современное нам телевидение (ток-шоу, реалити-шоу и иные развлекательные передачи) впервые было разработано именно в Третьем рейхе, государстве, как никакое более озабоченном тотальным контролем населения. И Пауль Йозеф одним из первых понял мощь телевидения в данном аспекте, понял, как можно быстро навязать наивным реципиентам практически любой исторический или социологический миф.  Дальше


Евгений Балацкий. Формирование «диссертационной ловушки»

Источник:
http://www.scepsis.ru/library/id_1257.html

      Продвижение России по пути рыночных преобразований на каждом очередном временном витке реформ порождало свои специфические экономические и социальные аномалии. Одной из таких аномалий явилась так называемая диссертационная ловушка, под которой понимается процесс купли-продажи ученых степеней и званий на соответствующем теневом рынке. Данное явление уже признано в качестве реального факта российской действительности и в некоторых работах называется рынком диссертационных услуг. [1] К настоящему моменту времени многие аспекты возникновения и функционирования «диссертационной ловушки» достаточно подробно изучены и осмыслены нами, однако целый ряд вопросов в данной области по-прежнему остается открытым. В данной статье мы рассмотрим социокультурные особенности данного экзотического явления.
Масштабы явления
      Сейчас имеются достоверные данные относительно того, что купля-продажа ученых степеней имеет место не только в России, но и в развитых странах мирах. [2] Это позволяет некоторым исследователям утверждать, что «диссертационная ловушка» не является чисто российским феноменом, - она имеет интернациональный характер.  Дальше



Стартовая Архив НОВОСТЕЙ АСПИРАНТУРА Книжная ПОЛКА ССЫЛКИ Гостевая КНИГА Лекции ГОСы по культурологии Конференции, семинары, ... Соавторство в сборниках Дополнительное образование Soft (Программы) Анекдоты и другие истории Карта САЙТА



aube@yandex.ru
Hosted by uCoz